перейти на уровень вверх

Моё творчество

Моё творчество заключается в следующем: составить из нескольких музыкальных композиций последовательность и воспроизвести эту последовательность таким образом, чтобы получить от прослушивания максимальное удовольствие.

Содержание:

1. Поиск музыки
2. Микс
3. Подготовка микса
4. Воспроизведение микса
5. Требования к музыкальной программе
6. Структура музыкальной программы
7. Подготовка и воспроизведение музыкальной программы
8. Постскриптум

1. Поиск музыки

Меня не интересуют посредственные композиции, хорошие композиции, даже отличные композиции, меня интересуют только шедевры. Следовательно задача состоит в отыскании шедевров среди всего массива музыки. Единственный способ это сделать - это прослушивать композиции и оценивать их. Я использую 4-х бальную систему оценок: посредственно, хорошо, отлично, шедевр. После оценивания композиции помечаются в коллекции соответствующим образом: 3, 4, 5, m (masterpiece).

На оценивание посредственной композиции обычно достаточно двух секунд, а чтобы дать адекватную оценку шедевру в некоторых случаях нужны годы. И это не шутка - у меня были такие случаи. Как значительную книгу нельзя полностью понять после первого прочтения, так и значительное музыкальное произведение требует повторного прослушивания, можно даже сказать - изучения. Объясняется это, видимо тем, что для наслаждения значительным произведением, требуется, чтобы в головном мозге имелись необходимые для усвоения данной информации нейронные связи - на образование этих связей требуется время.

Таким образом, не всегда возможно распознать шедевр с первого прослушивания. В этом случае композиция помечается в коллекции восклицательным знаком, чтобы потом эту композицию можно было легко найти и заняться её оцениванием повторно.

В настоящий момент в моей коллекции около 350000 композиций. Из них шедевров - около 3000. Т.е. ради нахождения одного шедевра мне приходится прослушать сотню композиций и это при том, что я игнорирую и не скачиваю из интернета огромную массу очевидного барахла, т.е. продукцию музыкантов или лейблов от которых маловероятно услышать что-либо интересное.

Найти шедевр - это ещё не всё. Теперь надо найти его с хорошим качеством звука. Качество звука - это не только битрейт аудиофайла, у звука есть гораздо более значимые характеристики:

Громкость шума. Это, в основном, касается оцифрованных грампластинок.

Наличие и громкость искажений. Треск грампластинки, клиппирование и прочее.

Уровень динамической компрессии. Динамическая компрессия увеличивает громкость, но одновременно уменьшает "объём звуковой сцены". Я почти всегда предпочитаю самую тихую, но одновременно самую "объёмную" версию композиции из всех доступных. Примерно с 1998 года музыка почти всегда издаётся в чрезмерно компрессированном виде.

Качество обработки шумоподавителем и прочими "улучшателями" звука. Такие обработки часто применяются на новых (начиная с 1998 года) переизданиях старой (до 1998 года) музыки. В большинстве случаев такая обработка не есть насущная необходимость, а лишь дань звуковой моде, поэтому после такой обработки музыка почти всегда звучит хуже. Я почти всегда предпочитаю оригинальное старое издание вместо новых переизданий.

Как оценить качество звука? Лучший способ - это сравнение. Если композиция издавалась на разных релизах (например, на сингле, на альбоме, на компиляциях), то надо попытаться найти все эти релизы и сравнить звучание этой композиции на разных релизах. Прослушивание следует совмещать с визуальным контролем показаний спектроанализатора - это позволит более эффективно выявлять аудиофайлы многократно подвергнутые сжатию с потерями.

Для создания хорошей музыкальной коллекции, хорошей как в художественном так и в техническом отношении, требуются годы.

2. Микс

Обычно в музыкальной композиции можно выделить 3 части: вступление [A, B], основная часть [B, C] и концовка [C, D].

A--B-----C--D

Вступление и концовка, как правило, менее информационно насыщенны, чем основная часть. Если проигрывать такие композиции через паузы или даже без пауз, то на стыке композиций будет возникать провал информационной насыщенности.

track1: A--B-----C--D
track2:              A--B-----C--D

Уменьшить или, в идеальном случае, полностью устранить эту проблему, можно, если на концовку предыдущей композиции наложить вступление следующей композиции.

track1: A--B-----C--D
track2:          A--B-----C--D

Идеальный случай встречается редко. В реальности, вступление и концовка часто оказываются слишком длинными, поэтому при наложении приходится проигрывать композиции не с начала и не до конца. На следующей схеме, исключённые участки показаны в скобках.

track1: A--B-----C---D'(--D)
track2:     (A--)A'--B-----C--D
time:            t1  t2

Кроме того, часто случается, что в точках A' и D' композиции звучат слишком громко, поэтому в момент времени t1 - track2 слишком резко возникнет, а в момент t2 - track1 слишком резко исчезнет.

Для устранения этих эффектов, в момент t1 - громкость track2 должна быть понижена, в промежуток времени [t1, t2] - громкость track2 должна постепенно нормализоваться, а громкость track1 должна постепенно снижаться. Для достижения наилучшего результата производится регулировка не только общей громкости, но и раздельная регулировка громкости низких, средних и высоких частот, с помощью 3-х полосного эквалайзера.

Если композиции имеют на участках [C, D'], [A', B] сильно выраженную ритмическую структуру, то наложение должно проводиться с синхронизацией. Грубо говоря, это означает, что если топать одной ногой в такт с одной композицией, а другой ногой в такт с другой композицией, то обе ноги должны двигаться синхронно.

При наложении с синхронизацией, нужно перед запуском следующей композиции изменить её скорость воспроизведения так, чтобы её темп стал равен темпу предыдущей композиции. Если изменить скорость слишком сильно, то музыка будет звучать некрасиво, поэтому собственный (неизменённый) темп композиции, должен быть близок к темпу нужному для синхронизации.

Проигрывание композиций с наложением друг на друга называется микшированием. Последовательность смикшированных композиций называется миксом.

Для краткости дальнейшего изложения, пусть участки [A', B] и [C, D'] называются начальным и конечным участком, соответственно.

При проигрывании композиций с наложением, характер следующей и предыдущей композиции должны не слишком сильно отличаться, иначе это будет звучать некрасиво. Так как в миксе все композиции проигрываются с наложением, то характер музыки на протяжении микса не может изменяться в очень широких пределах.

3. Подготовка микса

Подготовка микса происходит в 2 этапа.

Этап 1. Подбор композиций для микса.

Подбор осуществляется, учитывая следующие соображения:

1.  Первая композиция должна быть во всех отношениях спокойной, т.е. быть не слишком энергичной, не слишком агрессивной и т.д., чтобы иметь достаточный резерв для усиления этих свойств в дальнейшем.

2.  Под влиянием длительно действующих и не изменяющихся раздражителей, эмоции притупляются и перестают быть яркими, поэтому свойства музыки в миксе должны изменяться от композиции к композиции.

Свойства могут изменяться как в сторону усиления так и в сторону ослабления. При этом ослабление одних свойств должно компенсироваться усилением других (например, ослабление энергичности и агрессивности можно компенсировать усилением мелодичности). Если такой компенсации не будет, то композиция будет звучать слабо в данном контексте, даже если она превосходна сама по себе.

3.  Свойства музыки должны изменяться не возвращаясь к бывшим ранее, иначе возникнет эффект повторения уже слышанного - это всегда звучит слабо.

4.  Каждая предыдущая и следующая композиции должны допускать возможность микширования, то есть иметь начальные и конечные участки, которые при наложении будут звучать гармонично. На этапе подбора композиций, для экономии времени, проверяется только наличие подходящих начальных и конечных участков, без определения их точных границ.

5.  Если композиция будет микшироваться с синхронизацией, то её собственный темп должен быть близок к темпу нужному для синхронизации.

6.  Энергичность музыки в течении микса должна сначала увеличиваться, потом она может сохраняться на одном уровне, потом она может уменьшаться, но после уменьшения она не должна увеличиваться снова. Повторное увеличение энергичности всегда звучит слабо.

Этап 2. Определение точных границ начальных и конечных участков.

Границы начального и конечного участков выбираются так, чтобы наилучшим образом устранить провал информационной насыщенности на стыке композиций.

4. Воспроизведение микса

Воспроизведение микса заключается в следующем:

1.  Запустить первую композицию.

2.  В наушниках прослушать начальный участок следующей композиции, конечный участок предыдущей композиции и окрестности этих участков для определения способа микширования (без применения регуляторов громкости и эквалайзеров или с применением, если с применением, то как именно).

3.  Когда предыдущая композиция доиграет до начала конечного участка, запустить следующую композицию с начала начального участка.

4.  Провести микширование.

5.  Повторить операции 2-4 для всех оставшихся композиций микса.

5. Требования к музыкальной программе

Конечная цель моего творчества - получение от музыки максимального удовольствия. Для достижения этой цели музыкальная программа должна удовлетворять следующим требованиям:

1.  Продолжительность программы не должна быть слишком большой или слишком маленькой. Потому что если играть слишком долго, то наступит переутомление, а если играть слишком мало, то не будет получено должное удовлетворение. Оптимальная продолжительность составляет для меня 90-120 минут.

2.  Характер музыки на протяжении программы должен изменяться в максимально широких пределах - это позволит максимально расширить диапазон эмоциональных переживаний.

3.  Все композиции программы должны восприниматься как одно целостное произведение.

Казалось бы, пункты 2 и 3 противоречат друг другу. Это не противоречие, потому что красота есть единство в разнообразии.

6. Структура музыкальной программы

Уже было сказано, что характер музыки не может измениться на протяжении микса в очень широких пределах, следовательно построение программы только из одного микса нарушает требование 2.

Для решения этой проблемы программа строится из двух миксов и финальной композиции (далее - финал). Характер музыки в миксах и финале должен максимально различаться - это обеспечит выполнение требования 2.

Так как музыка в миксах и финале сильно различна, то между ними требуются паузы. Паузы нужны для того, чтобы дать время ослабнуть одним эмоциям и освободить место для новых.

Второй микс должен быть короче первого - это позволит создать эффект ускорения событий в программе. Наличие финальной композиции, которая естественным образом короче второго микса, позволяет сильнее выразить этот эффект. Обратное соотношение между длиной миксов звучит противоестественно.

При составлении микса нужно получить такую последовательность композиций, где ни одна из них не звучит слабо в данном контексте. Можно сказать иначе - микс должно быть не скучно прослушать от начала и до конца. Чем длиннее микс, тем труднее этого добиться. Включение в программу двух миксов позволяет, кроме расширения диапазона эмоциональных переживаний, вместо одного длинного микса составлять два более коротких микса, что значительно проще.

Сильное различие свойств музыки в миксах и финале позволяет усилить эти самые свойства, подобно тому как белое наиболее сильно выделяется на фоне чёрного. Таким образом, вся программа в целом приносит большее удовольствие, чем её составные части по отдельности. Я нахожу это обстоятельство достаточным аргументом в пользу того, что разбиение программы на 3 части не нарушает её целостности.

Итак, структура программы определена:

программа состоит из двух миксов и финала
второй микс короче первого
миксы и финал содержат максимально разную музыку
между миксами и финалом есть паузы
общая продолжительность 90-120 минут

7. Подготовка и воспроизведение музыкальной программы

Подготовка программы происходит в 2 этапа:

Подбор композиций для миксов и финала.

Определение точных границ начальных и конечных участков (для экономии времени, это делается в последнюю очередь).

На подготовку программы уходит от 1.5 до 5 дней.

Воспроизводится программа соответственно её структуре: первый микс, пауза, второй микс, пауза, финал.

Всё! Что получилось в результате?

"Энергичнейшая, разнообразнейшая, захватывающая смена свершений - только во времени, путем членения времени, его заполнения, его организации. Как всё здесь схвачено и повёрнуто, как подведено к теме, чтобы потом отойти от неё, раствориться, а в этом растворении уже готовится нечто новое, простой переход становится плодоносной завязью, так что не остаётся ни одного пустого, ни одного слабого места, ритм незаметно преобразуется, набегает новая волна подъёма, со всех сторон вбирая в себя новые притоки, стремительно нарастает, разражается бурным триумфом... То, о чём я говорю, хорошо, до крайности хорошо, лучше не может, возможно, и не должно быть." (Томас Манн "Доктор Фаустус")

8. Постскриптум

Из приведённого описания видно, что во время игры, я только запускаю в нужный момент композиции и осуществляю микширование, а основная работа проводится во время подготовки к игре. Я не сразу пришёл к такому подходу. Раньше подготовка заключась только в определении стилей миксов и приготовлении достаточного числа композиций в этих стилях, а все остальные операции делались прямо во время игры (выбор следующей композиции, определение начальных и конечных участков, микширование). Все эти операции, кроме микширования, отвлекают от слушания музыки и, тем самым, мешают получать удовольствие, поэтому я и решил делать их заранее. (В последнее время я чувствую необходимость полного разделения процессов создания и прослушивания музыкальной программы, потому что всё, что я делаю во время игры, уже было заранее до мелочей спланировано - вся творческая работа сделана до игры, а во время игры идёт только механическая работа, которая только отвлекает от слушания музыки.)

Я играю очень разнообразную музыку, любые жанры, кроме скучного, поэтому диапазон эмоциональных переживаний, испытываемых мной во время игры, поистине колоссален. Каждый раз перед началом игры, я ощущаю сильнейшее волнение, находясь в предвкушении того блаженства, которое настигнет меня, как только волшебные звуки польются из громкоговорителей. Непосредственно перед игрой я прохожу процедуру очищения, то есть, минут пять, нахожусь в тишине и спокойствии, чтобы очистив слух от постороннего шума, а разум от посторонних мыслей, начать слышать и чувствовать.

Среди ди-джеев, распространена практика использования эффектов. Она заключается в том, что они не просто микшируют композиции, а одновременно обрабатывают музыку эффектами (например, эхо, фильтрация, зацикливание). Моё мнение состоит в том, что если в музыке отсутствуют пустые пространства, то тогда невозможно добавить в эту музыку что либо ещё и при этом не испортить. Следовательно, для такой музыки эффекты бесполезны и даже вредны. Эффекты нужны для заполнения пустых пространств в посредственных композициях. Кроме того, эффекты нужны чтобы ди-джей мог занимать ими руки и не стоять перед публикой как статуя.

После знакомства с каждым выдающимся произведением всё сильнее растёт избалованность необычайным. Одновременно, отвращение ко всему остальному тоже растёт. Это сильно усложняет поиск новой музыки и даже вынуждает исключать из коллекции некоторые композиции, потому что их идея оказывается гораздо лучше выражена в других композициях. В итоге, оказывается, что интересной музыки настолько мало, что невозможно играть её чаще одного раза в неделю.

Для меня слушание музыки - это самодостаточная и всепоглощающая деятельность. Я никогда не совмещаю прослушивание музыки с другими занятиями.

Если музыка начинает мысленно проигрываться в голове, то я сразу стараюсь прекратить это. Интересной музыки очень мало и я не хочу допускать, чтобы приедалось то немногое, что имеется.

Я не использую музыку в качестве телефонного звонка.