перейти на уровень вверх

Творческий вечер 2021.09.03


скачать (325Мб)

В данном случае музыкальная программа состоит не из двух миксов и финала, как описано в сочинении "Моё творчество", а из трёх миксов и финала. Это сделано с целью упрощения построения программы: 3 более коротких микса проще сделать, чем 2 более длинных.

* * *

В своём творчестве я использую собственные компьютерные программы, в частности программу mixlab. На приведённом видео можно видеть её работу. В будущем я планирую опубликовать все свои программы на этом сайте (впрочем, давно уже планирую, но всё время находятся дела поважнее). А пока хотел бы прокомментировать некоторые особенности программы mixlab.

Два эквалайзера вместо одного

Эквалайзер в диджей-программах и оборудовании выполняет две задачи:

коррекция тембра для соответствия условиям прослушивания (акустика помещения, АЧХ громкоговорителей)
микширование

Во всех виденных мной диджей-программах и оборудовании обе эти задачи выполняются одним эквалайзером. Считаю, что это неправильно - для каждой задачи должен быть отдельный эквалайзер, хотя бы уже потому, что для каждой задачи оптимально своё количество полос эквалайзера:

для коррекции тембра оптимально 5 полос (меньше 5 - мало, иногда, нужно больше)
для микширования оптимально 3 полосы (2 полосы - слишком грубо, 4 - избыточно)

В программе mixlab предусмотрено два эквалайзера.

Эквалайзер для коррекции тембра

Для коррекции тембра в программе mixlab предусмотрен графический эквалайзер, с возможностью работы в 5-ти и 9-ти полосном режиме (переключение режимов происходит без щелчков). От других графических эквалайзеров его отличают сверхгладкие АЧХ, недоступные для других (виденных мной) эквалайзеров.

Если на других эквалайзерах одинаково усилить/ослабить все частоты, то результирующая АЧХ примет волнистый характер (чем дальше от 0дБ, тем сильнее "волны"):

графический эквалайзер

В моём эквалайзере, при одинаковом усилении/ослаблении всех частот, АЧХ остаётся абсолютно прямой (независимо от расстояния до 0дБ):

графический эквалайзер

Если на других эквалайзерах попытаться синтезировать АЧХ в виде наклонной прямой, то АЧХ будет иметь волнистый вид (чем дальше от 0дБ, тем сильнее "волны"):

графический эквалайзер

В моём эквалайзере, наклонная линия тоже будет волнистая, но отклонение от прямой будет очень маленькое (на графике даже не видно) и не зависящее от расстояния до 0дБ:

графический эквалайзер

На графике отображён диапазон частот от 25 до ~26300Гц. Масштаб по вертикали: 6дБ между горизонтальными линиями.

Эквалайзер для микширования

Во всех виденных мной диджей-программах и оборудовании используется 3-полосный эквалайзер на основе фильтров Линквица-Райли 4-го порядка. Считаю, что фильтры Линквица-Райли вообще не подходят для эквалайзера микширования. Почему? Обычно, композиция вводится в микс и выводится из него в приглушённом виде, т.е. когда низкие частоты приглушены сильно, средние - умеренно, и высокие - немного. Т.к. фильтры Линквица-Райли 4-го порядка имеют большую крутизну спада АЧХ - 24дБ на октаву, то АЧХ эквалайзера принимает форму ступеней:

3-x полосный эквалайзер на фильтрах Линквица-Райли

Особенно высокая "ступень" между НЧ и СЧ. Если существенная часть спектра звука оказывается в районе указанной ступени (например, мужской вокал), то тембр этого звука заметно искажается. В некоторых случаях, искажения настолько заметны, что, слушая микс, можно на слух определять положение ручек эквалайзера в данный момент времени.

Для устранения этого эффекта в программе mixlab в эквалайзере для микширования используются фильтры с крутизной спада АЧХ 6дБ на октаву, поэтому отсутствуют ярко выраженные ступени на АЧХ:

графический эквалайзер в программе mixlab

Благодаря гладкой АЧХ микс звучит так, как будто эквалайзер вообще не используется.

Кроме того, при среднем положении всех ручек (0дб) в моём эквалайзере отсутствуют фазовые искажения, а в эквалайзере из фильтров Линквица-Райли фазовые искажения имеются - суммарный сдвиг фаз равен 720 градусов. Сдвиг фаз означает запаздывание ВЧ компонент звука относительно НЧ. Для звуков ударного типа это означает, что тело начинает колебаться до того как его ударили, а сам удар размазывается во времени, т.е. превращается из удара в шлепок.

Подключение наушников

Во всех виденных мной диджей-программах и оборудовании наушники hp подключены после эквалайзера eq:

                              |-------|
                |-----------> |       |
player --> eq --|             |       |
                |--> |----|   |       |
                     | hp |   | mixer |
                |--> |----|   |       |
player --> eq --|             |       |
                |-----------> |       |
                              |-------|

Композиция обычно вводится в микс и выводится из микса в приглушённом виде. Следовательно, при подключении наушников после эквалайзера, прослушивание композиции в наушниках во время ввода и вывода будет затруднено.

Программа mixlab свободна от этого недостатка. В mixlab два отдельных эквалайзера - для коррекции тембра eq1 и для микширования eq2. Наушники подключены перед эквалайзером eq2 и поэтому он не влияет на звук в наушниках:

                                       |-------|
                 |-----------> eq2 --> |       |
player --> eq1 --|                     |       |
                 |--> |----|           |       |
                      | hp |           | mixer |
                 |--> |----|           |       |
player --> eq1 --|                     |       |
                 |-----------> eq2 --> |       |
                                       |-------|